Что ждет российский e-commerce?

Российский e-commerce в этом году стремительно меняется. Это один из немногих рынков, который под влиянием пандемии Covid-19 увеличится по итогам года минимум в два раза. Кризис смогут пережить только компании, которые имеют надежных партнеров, готовых делить риски. Об опыте глобальных и российских компаний, которые смогли сформировать успешные стратегии, быстро внедрить цифровые технологии, а главное — использовать все возможности поддержки от бизнес-партнеров и контрагентов, пойдет речь на первой масштабной e-commerce-конференции «AliExpress Россия» 8 октября. 

e-commerce

Из-за пандемии на российском рынке e-commerce произошли тектонические сдвиги. Доля интернет-торговли впервые превысила 10%; это произошло по итогам первого полугодия, а объем рынка вырос до 1,654 трлн рублей, подсчитали в АКИТ. Такие значения мало кто мог себе представить еще в начале года. Для сравнения: этот показатель в прошлом году был 6,1%, в деньгах рынок составлял 1,4 млрд рублей.

Рынок e-commerce — один из немногих секторов экономики, показавших рост в этом году. В целом оборот розничной торговли в России за первые семь месяцев сократился на 5,8%: до 18,2 трлн рублей, подсчитал Росстат. МВФ прогнозирует, что падение ВВП России в 2020 году составит 6,6% — самый сильный спад за последние 11 лет.

Среди основных трендов на рынке электронной торговли можно отметить следующие: рост числа маркетплейсов, инвестиции игроков в склады, дарксторы и фулфилмент-центры, выход производителей на конечного потребителя, снижение костов, вложение в IT и трансформация маркетинга. К 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж, прогнозируют в аналитическом агентстве Data Insight.

Как пандемия изменила ландшафт российской розницы

Ритейлеры, лишившись на период карантина магазинов, массово устремились в онлайн. Пандемия подтолкнула к развитию онлайн-продаж как тех ритейлеров, кто со скепсисом относился к этому каналу, так и офлайновых продавцов, хорошо представленных в онлайне. Маркетплейсы демонстрируют в этом году колоссальный рост. «AliExpress Россия» увеличила продажи в июне на 60% к апрелю и на 30% к маю. Количество ежедневных покупателей достигло 1,7 млн человек, DAU — 8,8 млн пользователей. Средний чек год к году вырос на 38%. Оборот Wildberries во втором квартале 2020 года увеличился на 123%. Оборот от продаж товаров и услуг Ozon по итогам второго квартала 2020 года вырос на 188% год к году.

«Для “AliExpress Россия” одними из важнейших задач являются рост оборота, рост локальных селлеров и их продаж и рост среднего чека. Важно при этом постепенно увеличивать базу лояльных покупателей: тех, кто заходит на AliExpress каждый день. Благодаря развитию платформы и сотрудничеству с Mail.ru Group мы растим этот показатель, один из важнейших для любых IT-платформ. Говоря об обороте и среднем чеке, мы отмечаем значительный рост не только к месяцам карантина, когда из-за ситуации в Китае пользователи могли испытывать трудности с доставкой, но и год к году. Самый большой при этом рост показали продавцы российского маркетплейса — более чем в 40 раз», — говорит Дмитрий Сергеев, генеральный директор «AliExpress Россия».

«Пандемия не просто привела в онлайн стихийных покупателей, она способствовала формированию привычки делать в этом канале постоянные покупки. Каждый четвертый новый клиент после открытия офлайн-точек сделал повторный заказ, каждый седьмой — два заказа или более», — говорит финансовый директор Ozon Даниил Федоров.

СЕО Lamoda Джери Калмис отметил, что онлайн-покупки становятся частью привычного поведения пользователей, так как и после отмены самоизоляции очень многие люди сохраняют привычку покупать онлайн.

«В период пандемии мы получили мощный толчок для дальнейшего развития на месяцы и даже годы вперед», — сказал топ-менеджер.

Растет число игроков среди маркетплейсов. Тренд, начавшийся ещё в 2019 году, получил новый виток в этом году из-за пандемии. Например, сразу несколько продавцов одежды, обуви и аксессуаров объявили в этом году о запуске собственных маркетплейсов. Среди них — BNS Group (развивает магазины под брендами Calvin Klein, Michael Kors, Karl Lagerfeld и пр.), Boardriders (сети Quiksilver, DC Shoes) и «Трейд менеджмент» (lady & gentleman City, Armani Exchange). Готовит свой маркетплейс «Стокманн». «Обувь России» объявила о своих планах сделать онлайн-маркетплейс крупногабаритных товаров. Группа компаний «Дымов» открыла продуктовый маркетплейс.

Фокус на e-grocery

Пандемия спровоцировала стремительный рост рынка e-grocery, хотя на фоне развитых стран в России он остается ничтожно мал. INFOLine прогнозирует, что рынок e-grocery по итогам 2020 года вырастет почти в 3 раза по сравнению с предыдущим годом и составит 130–140 млрд руб. (без учета непродовольственных групп товаров FMCG), а по итогам 2022 года — 370 млрд рублей. Для сравнения: в 2019 году рынок вырос всего лишь на 70%.

Сегментом e-grocery активно заинтересовались и крупнейшие маркетплейсы. Например, «AliExpress Россия» в августе вышла на рынок экспресс-доставки продуктов питания и товаров первой необходимости. На старте ассортимент товаров обеспечивает сервис «Самокат», в будущем он дополнится производителями продуктов питания и товаров повседневного спроса, будет расширяться количество товаров. В компании планируют объявить о партнерстве с несколькими крупными продуктовыми сетями в течение нескольких месяцев. Fashion-онлайн-ритейлер KupiVIP в период пандемии изменил стратегию и решил продавать FMCG-товары.

Как рассказали в пресс-службе Wildberries, продажи продуктов питания в августе выросли более чем в 8 раз год к году в штуках. Наиболее динамичный рост показали категории детского питания — рост почти в 10 раз. Онлайн-ритейлер торгует продуктами питания с 2018 года, однако впервые в этом году поднялся на пятую строку в рейтинге топ-10 интернет-продавцов продуктов питания (по версии INFOline) с девятой позиции, которую он занимал в 2019 году.

«Рынок e-grocery по-хорошему лихорадит. И этой осенью мы увидим выход крупнейших российских маркетплейсов на рынок. Торговля продуктами питания даст им возможность увеличить частоту покупок на своих платформах. Поэтому существующим игрокам придется учитывать выход новых компаний в своих концепциях. Рубка за место под солнцем будет недетской», — предрекает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.

Он не исключает, что маркетплейсы вполне могут потеснить нынешних крупных игроков рынка и занять лидирующие позиции.

Как меняется логистическая инфраструктура 

Стремление продавцов снизить издержки ведёт к изменению всей структуры логистики: от получения товара со склада производителя до вручения его клиенту. Логистические процессы идут по пути сокращения участия людей в массовых рутинных операциях и информировании. Логисты оптимизируют процессы, чтобы за один маршрут водитель успевал развести заказы максимальному количеству покупателей.

Генеральный директор компании «Цайняо» (входит в Alibaba Group) Вячеслав Савин отмечает, что для России вложения в инфраструктуру будут критически важны ещё долгое время. Выход крупных маркетплейсов в города среднего размера требует инвестиций в новые склады, оптимизацию IT и маршрутной сети, а также расширение пула офлайн-партнеров по выдаче заказов.

Эксперты прогнозируют, что число офлайновых магазинов в ближайшие годы будет снижаться. Руководитель группы стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC Анна Данченок считает, что в ближайшие 10 лет следствием дальнейшего снижения площадей арендаторов и посещаемости торговых объектов станет уменьшение средней площади новых торговых центров. Например, в Москве в существующих объектах высвободится около 600 тыс. кв. м торговых площадей, или 9% от текущего объема арендопригодных площадей, которые потребуют реновации или радикально изменят назначение.

Этот значит, доля онлайн-продаж продолжит расти и дальше. Будущее развитие e-сommerce в России зависит от многих причин. Политологи предсказывают, что из-за ситуации в Беларуси и возможного введения новых санкций курс рубля продолжит снижаться. Осенью возможно наступление второй волны пандемии — если это сбудется, то приведёт к новым проблемам офлайн-игроков. Пока россияне наращивают отложенный спрос и ждут, что будет дальше, у ритейла есть время пересмотреть бизнес-стратегии и выделить наиболее эффективные из них.

Дмитрий Селихов
Директор по развитию «AliExpress Россия»

https://www.if24.ru/rossijskij-e-commerce/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *