Конец дня: Западная цивилизация на грани краха?

История говорит нам, что у всех культур есть своя дата продажи. Означают ли политические раздоры, разрушительное неравенство и изменение климата, что время Запада истекло

 

Акция протеста

Люди, которые выросли в бурном обществе, как правило, имеют детей, которые отказываются от насилия

Марк Рибу / Магнум

О, старые добрые времена, когда предсказания о том, что «конец близок» были видны только на сэндвич-досках, а тех, кто их переносил, было достаточно легко игнорировать.

Если бы все осталось так просто. Сэндвич-доски в основном исчезли, и мир все еще здесь, но мрачные предсказания продолжают появляться, и не все они основаны на творческой интерпретации религиозных текстов. Ученые, историки и политики начали предупреждать, что западная культура достигает критического этапа. Циклы неравенства и использования ресурсов приближаются к переломному моменту, который во многих прошлых цивилизациях спровоцировал политические волнения, войны и, наконец, крах.

По большей части, тем не менее, люди продолжают как обычно, делают покупки для своего следующего отпуска или позируют в социальных сетях. На самом деле, многие люди, кажется, блаженно не знают, что крах может быть неизбежным. Делают ли жители Запада современный эквивалент сидения без дела, едящего виноград, в то время как варвары стучат в двери? И что более важно, есть ли у науки какие-либо идеи о том, что на самом деле происходит, что может произойти дальше и как люди могут все изменить?

Идея о том, что западная власть и влияние постепенно снижаются, возможно, в качестве прелюдии к резкому падению, существует уже давно. Но это приобрело новую актуальность в связи с недавними политическими событиями, не в последнюю очередь на выборах президента США Дональда Трампа. Для некоторых его отказ от международных обязательств является частью выполнения его обещания «снова сделать Америку великой», сосредоточившись на ее собственных интересах. Для других это опасный шаг, который угрожает подорвать весь мировой порядок. Между тем, в старом мире Европа погрязла в собственных проблемах.

Использовать науку для предсказания будущего нелегко, не в последнюю очередь потому, что трудно определить «коллапс» и «западную цивилизацию». Например, мы говорим о распаде Римской империи в середине первого тысячелетия, но существует множество свидетельств того, что империя существовала в той или иной форме в течение многих столетий и что ее влияние сохраняется и сегодня. Конец Древнего Египта был скорее изменением баланса сил, чем катастрофическим событием, в котором все погибли. Итак, когда мы говорим о коллапсе, мы подразумеваем, что люди теряют все и возвращаются в темные века? Или что это будет социально и политически бурным на некоторое время?

Западная цивилизация — такое же скользкое понятие. Грубо говоря, он охватывает части мира, где доминирующие культурные нормы возникли в Западной Европе, включая Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию. Помимо этого, линии становятся более размытыми. Другие цивилизации, такие как Китай, были построены на различных наборах культурных норм, но благодаря глобализации определить, где начинается и заканчивается западная культура, далеко не просто.

Несмотря на эти трудности, некоторые ученые и историки анализируют взлеты и падения древних цивилизаций, чтобы найти закономерности, которые могли бы дать нам представление о предстоящем.

Так есть ли доказательства того, что Запад подходит к концу своей игры? По словам Питера Турчина, антрополога из Университета Коннектикута, есть некоторые тревожные признаки. Турчин был популяционным биологом, изучавшим циклы взлетов и падений у хищных и хищных животных, когда он понял, что уравнения, которые он использовал, могут также описывать взлеты и падения древних цивилизаций.

В конце 1990-х годов он начал применять эти уравнения к историческим данным, пытаясь найти закономерности, связывающие социальные факторы, такие как неравенство в отношении богатства и здоровья, с политической нестабильностью. Конечно, в прошлых цивилизациях в Древнем Египте, Китае и России он заметил два повторяющихся цикла, которые связаны с регулярными периодами волнений, определяющими эпоху .

«Вы должны быть очень оптимистичными, чтобы думать, что это всего лишь всплеск на экране»

Один, «светский цикл», длится два или три столетия. Оно начинается с довольно равного общества, затем, по мере роста населения, предложение рабочей силы начинает опережать спрос и поэтому становится дешевым. Формируются состоятельные элиты, а уровень жизни рабочих падает. По мере того, как общество становится все более неравным, цикл вступает в более разрушительную фазу, в которой нищета низших слоев и конфликты между элитами способствуют социальной турбулентности и, в конечном итоге, разрушаются. Затем наступает второй, более короткий цикл, продолжающийся 50 лет и состоящий из двух поколений — одного мирного и одного турбулентного.

Глядя на историю США, Турчин заметил пики беспорядков в 1870, 1920 и 1970 годах. Хуже того, он предсказывает, что конец следующего 50-летнего цикла, примерно в 2020 году, совпадет с бурной частью более длительного цикла, что приведет к периоду политические беспорядки, которые, по крайней мере, совпадают с тем, что произошло в 1970 году, на пике движения за гражданские права и протестами против войны во Вьетнаме.

Это предсказание перекликается с предсказанием, сделанным в 1997 году двумя историками-любителями по имени Уильям Стросс и Нилом Хоу в их книге «Четвертый поворот: американское пророчество» . Они утверждали, что примерно в 2008 году США войдут в период кризиса, который достигнет пика в 2020-х годах. Утверждалось, что это произвело сильное впечатление на бывшего главного стратега президента США Дональда Трампа Стива Бэннона.

Турчин сделал свои прогнозы в 2010 году, перед выборами Дональда Трампа и политической борьбой, которая окружала его выборы, но с тех пор он указал, что нынешние уровни неравенства и политических разногласий в США являются явными признаками того, что они вступают в нисходящую фазу цикл. Brexit и каталонский кризис намекают на то, что США — не единственная часть Запада, которая ощущает напряжение.

О том, что будет дальше, Турчин сказать не может. Он указывает на то, что его модель работает на уровне крупномасштабных сил и не может точно предсказать, что может привести к беспокойству и беспокоящим вещам.

Как и почему турбулентность иногда превращается в крах — это то, что касается Сафы Мотешаррея, математика из Университета Мэриленда. Он заметил, что, хотя в природе некоторые жертвы всегда выживают, чтобы поддерживать цикл, некоторые рухнувшие общества, такие как майя, минойцы и хетты, так и не оправились.

Одолженное время

Чтобы выяснить, почему, он сначала смоделировал человеческие популяции, как будто они были хищниками, а природные ресурсы были добычей. Затем он разделил «хищников» на две неравные группы: богатые элиты и менее зажиточных простых людей.

Это показало, что либо крайнее неравенство, либо истощение ресурсов могут подтолкнуть общество к краху, но крах необратим только тогда, когда они совпадают. «По сути, они подпитывают друг друга», — говорит Мотешаррей.

Частично причина заключается в том, что «имущие» защищены от своего богатства от последствий истощения ресурсов дольше, чем «неимущие», и поэтому сопротивляются призывам к смене стратегии, пока не станет слишком поздно.

Это не сулит ничего хорошего для западных обществ, которые опасно неравны. Согласно недавнему анализу, самый богатый в мире 1 процент в настоящее время владеет половиной богатства, а разрыв между сверхбогатыми и всеми остальными увеличивается после финансового кризиса 2008 года .

Возможно, Запад уже живет в чужое время. Группа Мотешаррея показала, что благодаря быстрому использованию невозобновляемых ресурсов, таких как ископаемое топливо, общество может вырасти на порядок выше того, что было бы поддержано одними только возобновляемыми источниками, и поэтому может отложить его крах. «Но когда происходит обвал, — заключили они, — это намного глубже».

бездомные люди

Разрыв между богатыми и бедными растет, сеет беспорядки

Майкл Кристофер Браун / Магнум Фото

Джозеф Тейнтер, антрополог из Университета штата Юта и автор книги «Крушение сложных обществ» , предлагает такой же мрачный взгляд. Он рассматривает наихудший сценарий как разрыв в доступности ископаемого топлива, в результате чего прекращается снабжение продовольствием и водой, и миллионы людей умирают в течение нескольких недель.

Это звучит катастрофически. Но не все согласны с тем, что модель бума и спада применима к современному обществу. Критики говорят, что это могло сработать, когда общества были меньше и более изолированными, но сейчас? Можем ли мы представить, что США растворяются во внутренней войне, которая никого не оставит равнодушным? Есть армии ученых и инженеров, работающих над решениями, и теоретически мы можем избежать ошибок прошлого общества. Плюс, глобализация делает нас сильными, верно?

Это возвращается к тому, что мы подразумеваем под крахом. Группа Мотешаррея определяет исторические общества в соответствии со строгими географическими границами, так что если некоторые люди выживут и мигрируют в поисках новых природных ресурсов, они составят новое общество. По этому критерию даже очень развитые общества необратимо рухнули, и Запад тоже мог. Но это не обязательно означает уничтожение.

По этой причине многие исследователи избегают слова «коллапс» и вместо этого говорят о быстрой потере сложности. Когда Римская империя распалась, возникли новые общества, но их иерархия, культура и экономика были менее изощренными, и люди жили короткой, нездоровой жизнью. По словам Турчина, такого рода общая потеря сложности сегодня маловероятна, но он не исключает более мягких версий этого, скажем, распада Европейского Союза или потери США своей империи в форме НАТО и близких союзников, таких как Южная Корея.

С другой стороны, некоторые люди, такие как Янир Бар-Ям из Института комплексных систем Новой Англии в Массачусетсе, видят в глобальных изменениях подобный сдвиг в сложности, когда высокоцентрализованные структуры, такие как национальные правительства, уступают место менее централизованным. , всеобъемлющие сети управления. «Мир становится единым целым», — говорит Бар-Ям.

Некоторые ученые, в том числе и Бар-Ям, даже предсказывают будущее, в котором национальное государство уступает место нечетким границам и глобальным сетям взаимосвязанных организаций, где наша культурная идентичность разделена между нашей непосредственной местностью и глобальными регулирующими органами.

Как бы то ни было, почти никто не считает, что перспективы Запада хорошие . «Вы должны быть очень оптимистичными, чтобы думать, что нынешние трудности Запада — всего лишь мелькание на экране», — говорит историк Иэн Моррис из Стэнфордского университета в Калифорнии, автор книги « Почему Запад правил — пока» . Итак, мы можем сделать что-нибудь, чтобы смягчить удар?

Турчин говорит, что, манипулируя силами, которые подпитывают циклы, например, вводя более прогрессивные налоги для решения проблемы равенства доходов и растущего государственного долга, можно предотвратить катастрофу . И Мотешаррей считает, что мы должны сдерживать рост населения до уровней, которые, по его модели, являются устойчивыми. Эти точные уровни меняются с течением времени, в зависимости от того, сколько осталось ресурсов и насколько устойчиво — или иным образом — мы их используем.

Проблема с такими решениями, однако, заключается в том, что люди не проявили себя великолепно, играя в длинную игру. Новые психологические исследования могут помочь объяснить, почему это так.

Когнитивные ученые признают два широких способа мышления — быстрый, автоматический, относительно негибкий режим и более медленный, более аналитический, гибкий. У каждого есть свои применения, в зависимости от контекста, и их относительная частота в популяции долгое время считалась стабильной. Тем не менее, Дэвид Рэнд, психолог из Йельского университета, утверждает, что население может на самом деле циклически изменяться между ними с течением времени.

Скажем, у общества есть транспортная проблема. Небольшая группа людей мыслит аналитически и изобретает машину. Эта проблема решена не только для них, но и для миллионов других людей, а также потому, что гораздо большее число людей избавилось от аналитического мышления — по крайней мере, в одной из этих областей — наблюдается смещение населения в сторону автоматического мышления.

Это происходит каждый раз, когда изобретается новая технология, которая делает окружающую среду более гостеприимной. Как только большое количество людей используют технологию без предвидения, проблемы начинают накапливаться. Изменение климата в результате чрезмерного использования ископаемых видов топлива является лишь одним примером. Другие включают чрезмерное использование антибиотиков, что приводит к микробной резистентности и не позволяет сэкономить на пенсии.

Джонатан Коэн, психолог из Принстонского университета, который разработал эту теорию вместе с Рэндом, говорит, что это может помочь решить давнюю загадку, касающуюся общества, стремящегося к гибели: почему они сохраняют свое саморазрушительное поведение, хотя более аналитические люди, должно быть, видели опасность впереди? «Поезд покинул станцию», — говорит Коэн, и дальновидные люди не управляли им.

«Технологические инновации могут не помочь нам, как в прошлом»

Это первый случай, когда кто-то пытался связать эволюцию общества с человеческой психологией, и исследователи признают, что их модель пока проста. И хотя Рэнд и его коллеги не пытаются руководить политикой, они считают, что их модель предлагает общее направление, в котором мы могли бы искать средства правовой защиты. «Образование должно быть частью ответа», — говорит Коэн, добавляя, что в классе может быть больше внимания аналитическому мышлению.

Но Tainter говорит, что попытка привить больше предусмотрительности может быть несбыточной мечтой. По его словам, если поведенческая экономика нас чему-то научила, так это тому, что люди гораздо более эмоциональны, чем рациональны, когда дело доходит до принятия решений. Он считает, что более насущной проблемой для решения проблемы является сокращение количества изобретений по сравнению с инвестициями в исследования и разработки, поскольку мировые проблемы становятся все труднее решать. «Я предвижу модель в будущем, когда технологические инновации не смогут выручить нас, как это было в прошлом», — говорит он.

Итак, действительно ли Запад на канатах? Может быть. Но в конечном итоге его выживание будет зависеть от скорости, с которой люди могут адаптироваться. Если мы не снизим нашу зависимость от ископаемого топлива, не решим проблему неравенства и не найдем способ остановить элиты в ссоре между собой, все будет плохо. По мнению Тейнтера, если Запад справится, это будет скорее благодаря удаче, чем здравому смыслу. «Мы — разновидность, которая запутывается», — говорит он. «Это все, что мы когда-либо делали, и все, что мы когда-либо будем делать».

Эта статья появилась в печати под заголовком «Осень»

https://www.newscientist.com/article/mg23731610-300-end-of-days-is-western-civilisation-on-the-brink-of-collapse/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *